Ему 65, но он и не думает уходить со сцены: легендарный Volkswagen Т2, ласково называемый поклонниками Bulli, выпускается на заводе в Ганновере, в районе Штекен, с 8 марта 1956 года. За годы производства с конвейера сошли более 9 миллионов экземпляров этой модели. Сегодня на заводе идет масштабная модернизация и реорганизация производства. В этом году в Ганновере начнется производство нового Multivan, а в 2022-м — производство ID.BUZZ, таким образом, на заводе впервые будут выпускаться и традиционные автомобили, и гибридные автомобили plug-in, и автомобили с системой электропривода.
«Мы гордимся достижениями завода в Ганновере, — заявил Карстен Интра, председатель правления Volkswagen Коммерческие автомобили. — Его история так же уникальна, как и сам Bulli. И конечно, уникален коллектив и каждый из сотрудников, которые за годы работы выпустили миллионы этих автомобилей. Но марка не стоит на месте: в этом году на заводе начинается выпуск новой модели Multivan, а в 2022-м ожидается старт производства ID.BUZZ. Эти модели дополнят линейку современных фургонов, универсалов повышенной вместимости (MPV) и автомобилей для активного отдыха. Все модели отвечают различным задачам и предназначены для широкой аудитории. Это значит, что каждый сможет выбрать автомобиль по душе». Следующий этап развития завода начнется в 2024 году, когда здесь будет запущено производство электромобилей премиум-класса (D-SUV) для других марок концерна Volkswagen. «Завод наглядно демонстрирует, как происходит трансформация всего бренда, — продолжил Карстен Интра. — Недавно марка Volkswagen Коммерческие автомобили и концерн Volkswagen инвестировали в производство D-SUV 680 миллионов евро, что подчеркивает значимость этих изменений».
«Пять лет назад, когда мы отмечали 60-летие завода, здесь все было подругому, — отмечает Бертина Муркович, председатель производственного совета Volkswagen Коммерческие автомобили. — Унас состоялось по-настоящему семейное торжество, прошла выставка в музее, посвященная Bulli, и это были замечательные мероприятия, чтобы выразить глубочайшую благодарность. Мы благодарим всех, кто эти годы создавал Bulli в Ганновере, кто вдохнул жизнь в наши автомобили. Именно Transporter, он же Bulli, обеспечил нашей марке такой успех. Универсальность — характерная особенность наших автомобилей: мы производим модели, которые подходят как для самых разных задач с целью коммерческого использования, так и для активного отдыха. И будущее — именно за универсальностью и разнообразием: Т6.1, новый Multivan, а в скором времени и ID. BUZZ. Эти качества лежат в основе философии нашей марки, именно они отличают наш завод от других. И это то, чем мы по праву гордимся».
«Для выпуска новых моделей мы провели обширную модернизацию всего завода, причем не прерывая текущего производства, — заявил Йозеф Баумерт, член правления Volkswagen Коммерческие автомобили, ответственный за производство и логистику. — Конвейер для сборки кузова нового Multivan уже готов, а для ID.BUZZ — в процессе сборки. На производственной линии будет использовано более 1 300 роботов. В 2022 году здесь начнется сборка трех новых моделей, каждая из которых — на своей платформе. Все это является прочным основанием для дальнейших успехов ганноверского завода». Автомобили впервые будут выпускаться на модульной платформе с поперечным расположением двигателя (MQB) — таким будет Multivan — и на модульной платформе электромобиля (МЕВ) — ID. BUZZ.
Томас Хальбом, директор завода в Ганновере, записал видеообращение к коллективу. В нем он вспомнил о долгой и увлекательной истории предприятия и призвал коллег с энтузиазмом взяться за новые задачи. «Давайте примем этот вызов, — сказал он. — Давайте сделаем это, как мы делали всегда. Ради будущего нашего завода и ради будущего Bulli. Сегодня заводу исполняется 65 лет, но он будет в строю еще очень и очень долго».
Завод Volkswagen в Ганновере: факты и цифры
Как Bulli стал символом экономического чуда
В кино идет «Тетушка Чарли» с Хайнцем Рюманом, а из маленьких транзисторных приемников доносится хит Элвиса Пресли «Love me tender». Немцы открывают миру свою любовь к автомобилям: в немецком обществе начинается подъем, который позже назовут экономическим чудом. Volkswagen Beetle становится самым продаваемым автомобилем 1955 года, и вскоре преодолевает отметку в миллион проданных экземпляров.
Bulli тоже пользуется большим спросом. Производственных мощностей завода в Вольфсбурге, где Bulli выпускается с 1950 года, становится недостаточно. Хлеб, пиво и сосиски должны как-то попадать в магазины. И крупные товары, те же холодильники и телевизоры, тоже нужно доставлять заказчикам в целости и сохранности, и как можно быстрее. Для этого предпринимателям и торговцам просто необходим надежный и вместительный автомобиль — Bulli.
Более 235 городов и муниципалитетов подали заявки на то, чтобы разместить у себя новый завод. Генрих Нордхофф, директор Volkswagenwerk GmbH, а позднее председатель правления Volkswagenwerk AG, убеждает наблюдательный совет расположить завод в Ганновере, аргументируя это тем, что в городе есть порт Среднегерманского канала и сортировочная станция железной дороги. Уже тогда Нордхофф говорил: «Ценность компании — не в заводах и не в оборудовании, и даже не в ее банковских счетах. Единственное понастоящему ценное на предприятии — это его сотрудники и их энтузиазм».
Строительство завода началось в снежную зиму силами 372 человек. К концу марта 1955 года на строительной площадке трудились уже тысяча рабочих. Наступала оттепель, земля превращалась в грязь, и рабочим приходилось выкладывать дорогу из досок, чтобы по ней могли проехать грузовики со стройматериалами. Рядом с площадкой разрастался импровизированный городок — с офисами, складами, жилыми бараками и полевыми кухнями. Быстро подтягивались предприимчивые торговцы, строились лавки и киоски.
Всего через 12 недель стены будущего завода возвышались уже больше чем на четыре метра. Непрерывно работали 28 гигантских подъемных кранов, 22 огромные бетономешалки ежедневно выдавали по 5 000 кубометров бетона. В общей сложности объем извлеченной под котлован земли составил 1 750 000 кубометров, что соответствовало в то время 256 000 грузовых автомобилей.
С мая 1955 года на грандиозной стройке ежедневно работало 2 000 человек. Площадь деревянной опалубки для бетона составила 600 000 квадратных метров. «Этого количества досок было бы достаточно, чтобы построить дорогу шириной в метр от Вольфсбурга до Базеля», — написал тогда один журналист.
Пока завод строился, в компании Volkswagen уже шло обучение будущих рабочих, которым предстояло выпускать Transporter. Каждое утро, в 4:10, специальный поезд доставлял их с центрального вокзала в Вольфсбург, где они обучались производству Bulli. Для полноценного запуска требовалось 3 000 подготовленных рабочих. Всего за несколько недель был установлен конвейер по производству кузова. В феврале 1956 года была запущена состоящая из нескольких путей десятикилометровая железная дорога, связавшая Ганновер и будущий завод.
8 марта 1956 года в районе Штекен в Ганновере началось серийное производство Bulli — будущего символа немецкого экономического чуда. К 1967 году, когда завершилось производство первого поколения модели Transporter, с конвейера сошел 1 800 000 ее экземпляров.
На сегодняшний день на заводе Volkswagen в Ганновере произведено более 10 миллионов автомобилей. Сейчас на заводе изготавливается Т6.1, а до конца года начнется производство нового Multivan (с традиционным приводом и с гибридным plug-in). В следующем году в Ганновере будет выпущен первый полностью электрический автомобиль марки Volkswagen Коммерческие автомобили: ID. BUZZ.
История Bulli продолжается.